Заключение Общественной палаты
Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (в части совершенствования правового регулирования деятельности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций).
Общественной палатой Российской Федерации (далее – Общественная палата) проведена общественная экспертиза («нулевое чтение») проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (в части совершенствования правового регулирования деятельности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций) (далее – законопроект, проект федерального закона).
Заключение Общественной палаты подготовлено по результатам прошедшего 25 июля 2017 года публичного обсуждения законопроекта с учетом мнений, выводов, предложений и рекомендаций членов Общественной палаты, общественных палат субъектов Российской Федерации, членов Научно-консультативного совета при Общественной палате, представителей органов государственной власти, некоммерческих организаций, адвокатского сообщества.
Законопроект разработан Министерством юстиции Российской Федерации (далее – автор законопроекта) и размещен 2 июня 2017 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно–телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://regulation.gov.ru/p/66887 для общественного обсуждения.
Согласно пояснительной записке законопроект подготовлен в целях совершенствования правового регулирования деятельности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций (далее – ИННО).
В частности, в законопроекте предлагаются следующие изменения:
1) дополнение еще одним основанием перечня оснований для отказа во внесении сведений о структурных подразделениях ИННО в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций (далее – реестр);
2) сокращение до 5 дней срока уведомления руководителем структурного подразделения ИННО уполномоченного органа об адресе (о месте нахождения) филиала или представительства и о контактных телефонах в связи с внесением в реестр сведений о соответствующем структурном подразделении ИННО;
3) установление требований к содержанию положения о филиале или представительстве ИННО;
4) дополнение оснований исключения структурного подразделения ИННО из реестра по решению уполномоченного органа такими основаниями, как:
– осуществление деятельности филиала с нарушением законодательства;
– в связи с принятием ИННО решения о закрытии и прекращении деятельности на территории Российской Федерации структурного подразделения.
Общественная палата поддерживает основную идею законопроекта, заключающуюся в совершенствовании правового регулирования деятельности структурных подразделений ИННО, отмечает актуальность и своевременность предлагаемых изменений.
Положительно оценивается предлагаемое авторами законопроекта дополнение статьи 13.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) пунктом 14, определяющим содержание положения о филиале или представительстве ИННО. Данная новелла, по мнению Общественной палаты, обеспечит надлежащее информирование уполномоченных органов (территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации) о планируемой деятельности структурных подразделений ИННО на территории Российской Федерации, что в свою очередь будет способствовать предотвращению деятельности, противоречащей Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.
Общественная палата поддерживает предлагаемое в законопроекте правовое регулирование сокращения срока уведомления руководителем структурного подразделения ИННО уполномоченного органа об адресе (о месте нахождения) филиала или представительства и о контактных телефонах в связи с внесением в реестр сведений о соответствующем структурном подразделении ИННО. Данные новации направлены на гармонизацию норм Закона о некоммерческих организациях и Налогового кодекса Российской Федерации, а также на установление единообразного нормативного правового регулирования процесса регистрации различных форм некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 9 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации «орган, уполномоченный вести реестр, обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о соответствующем внесении в указанный реестр (об изменениях, вносимых в реестр) в течение 10 дней со дня внесения сведений (изменений) в указанный реестр». Однако согласно законоположениям части 12 статьи 13.2 Закона о некоммерческих организациях руководитель структурного подразделения ИННО обязан уведомить уполномоченный орган об адресе (месте нахождения) филиала или представительства и о контактных телефонах не позднее 20 дней со дня внесения сведений в реестр. Таким образом, действующее правовое регулирование препятствует своевременному исполнению уполномоченным органом обязанности по уведомлению налогового органа о внесении сведений о структурном подразделении ИННО в реестр.
Предлагаемые в законопроекте изменения позволят устранить вышеуказанные противоречия.
Вместе с тем, по мнению Общественной палаты, недостаточно конкретизированы положения законопроекта, определяющие право уполномоченного органа своим решением исключить структурное подразделение ИННО из реестра, в связи с осуществлением данным структурным подразделением деятельности с нарушением законодательства Российской Федерации. Предлагается определить перечень видов правонарушений, влекущих такую меру ответственности, как исключение структурного подразделения ИННО из реестра по решению уполномоченного органа, с учетом соблюдения принципов целесообразности и соразмерности ответственности правонарушению.
На основании изложенного Общественная палата Российской Федерации поддерживает принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (в части совершенствования правового регулирования деятельности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций) с учетом вышеуказанного предложения.
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ № 5.docx | (15,1 КБ) |
---|
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.